Четверг, 2024-Апр-25, 02:58 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
}*

Каталог статей

Главная » Статьи » Записки бывалого

ошиПки дрессировщика
ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ ДРЕССИРОВЩИКА.
  1. Выход на занятия с собакой без определенного плана и без определенной цели.
  2. Нечеткое и неправильное произношение команд, искаженная подача жеста - путают собаку, она неуверенно выполняет приемы.
  3. Постоянное место и время занятий. Привыкшая к одному месту собака, будучи на новой площадке, может отказаться от выполнения знакомых ей приемов. Место и время занятий следует менять.
  4. Произнесение команды в то время, когда собака не обращает внимания на дрессировщика. Необходимо вначале кличкой привлечь внимание собаки, а затем приказной интонацией произнести команду.
  5. Грубое обращение и чрезмерная ласка животного одинаково вредны. Первое "гасит" заинтересованность собаки в работе, а второе вызывает у нее недисциплинированность. Использование своей руки или поводка для наказания собаки приведет к тому, что она будет бояться и в тех случаях, когда хозяин намеревается погладить ее или прицепить поводок за ошейник.
  6. "Очеловечивание" собаки, т.е. приписывание ей способности понимать человеческую речь как таковую. Собака обладает только первой сигнальной системой, а человек имеет, кроме первой системы, еще и вторую, связанную с речью. Следовательно, собаке нельзя приписывать отвлеченное мышление, свойственное человеку.
  7. Неправильное применение поощрений, запрещений и принуждения. Все должно делаться в определенное время и меру.
  8. Постоянная последовательность приемов при тренировках приводит к тому, что собака выполняет следующий прием без команды.
  9. Курение во время занятий и занятия в нетрезвом состоянии.
  10. Требовать от собаки невозможного. Надо знать, что и когда можно требовать от нее.
  11. Если дрессировщик не занимается с собакой сам, значит, он не повышает свой теоретический и практический уровень. В результате обучения собака оказывается у неграмотного хозяина.
  12. Заниматься с собакой должен только ее хозяин и под руководством опытного инструктора. ЭТО ПРИНЕСЕТ ПОЛЬЗУ ДЕЛУ.

ЦЕЛЬ ДРЕССИРОВКИ

Помните! От того, как Вы, ведете себя, по отношению к питомцу, зависит, кокой вырастет Ваша собака.
Прежде всего - это выработка у собаки правильного и безотказного выполнения приказаний, отданных голосом, жестом и другими сигналами.
Помните! Самая непоправимая ошибка - своим поведением заставить собаку бояться занятий.
ПОНИМАЕТ ЛИ СОБАКА СМЫСЛ СЛОВ И КОМАНД?

Нет. Собака смысла слов не понимает, но, обладая тончайшим слухом, хорошо различает и улавливает малейшие колебания в голосе хозяина. Собака ориентируется на интонацию, искренность тона.
КАК ПОДАЮТ КОМАНДУ?

Команду подают в приказной интонации, ободряют собаку ласковыми словами. Повторная команда дается в угрожающей интонации, но не визгливым криком.
ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ДРЕССИРОВКИ

Дрессировку собаки ведут последовательно и систематически. С переходом от простого к сложному. От чернового исполнения приема, к четкому безотказному выполнению команд. Занимаясь с собакой при выгуле, занятия должны приносить радость собаке и хозяину.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ДРЕССИРОВЩИКА.
  1. Неправильная система обучения отдельным приемам.
  2. Слабые навыки в определении причин отказа или плохого выполнения собакой конкретного приема. Плохие знания об особенностях поведения собаки, ее характере, физическом состоянии.
  3. Оценка действия собаки как аналитически мыслящего существа. Во время дрессировки собаку учат не смыслу слов команды, а ее выполнению.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ДРЕССИРОВЩИКА.
  1. Неумение правильно выработать у собаки условный рефлекс, неверное применение условных и безусловных раздражителей; отсутствие поощрения для закрепления правильных действий.
  2. Плохая отработка у дрессировщика техники подачи команд и жестов, нарушение единообразия в их применение.
  3. Замена команд созвучными словами, например, "Сядь" вместо "Сидеть", нечеткая подача команд.
  4. Неумелое использование и подготовка снаряжения, применяемого при дрессировке.
  5. Небрежность в обращении с собакой (случайные удары, наступание на лапы и т.д.).

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СОБАКОВОДОВ.
  1. Вялое и нерешительное поведение, монотонность команд.
  2. Отсутствие требовательности к собаке, неумение добиваться обязательного выполнения поданных команд.
  3. Уменьшительное или ласкательное изменение клички собаки.
  4. Применение команды запрещения "ФУ" с сильным воздействием, что запугивает собаку.
  5. Частое применение команды "ФУ" без подкрепления безусловным раздражителем, вызывающие равнодушное отношение собаки к этой важнейшей команде и отказ ее выполнять.
  6. Передрессировка собаки.

НАВЫКИ И ПРАВИЛА ВЫРАБОТКИ ИХ У СОБАКИ.

Навыки - это действия собаки, которые в результате длительного повторения стали в ответ на действие раздражителя проявляться как бы автоматически.

Навыки животных неосознанны. Они вырабатываются в ходе приспособления к окружающим условиям и целенаправленной дрессировки. Обычно навык - это последовательное проявление собакой нескольких положительных и тормозных, условных рефлексов. Например, навык на команду "КО МНЕ" состоит из нескольких условных рефлексов, находящихся между собой в определенном сочетании, во - первых, проявляется рефлекс движения собаки в сторону дрессировщика, во-вторых, собака сидится около дрессировщика и в-третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении. При дрессировке у собак вырабатывают общедисциплинарные и специальные навыки. Одни из этих навыков более сложные, например, работа собаки по запаху. Другие - менее, например, навыки команды "СИДЕТЬ", "ЛЕЖАТЬ", "СТОЯТЬ".
ПРОЦЕСС ВЫРАБОТКИ НАВЫКА.

Можно разделить на три стадии:

1-я стадия - выработка первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка;
2-я стадия - выработка последующих условных рефлексов, составляющих навык в целом;
3-я стадия - упрочение навыка до автоматического его проявления в различных условиях.

1-я стадия. Дрессировщик выбирает условия без сильных посторонних раздражителей (большого количества людей, животных, звуковых сигналов и т.д.) и начинает выработку первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка. Например, навык подносить предмет начинают с выработки у собаки по команде "АПОРТ" хватки за предмет, находящийся в руках дрессировщика (игра).
2-я стадия. Совершенствуя первоначальный условный рефлекс, начинают последовательную выработку новых рефлексов, входящих в состав данного навыка. Например, хватательный рефлекс за предмет по команде "АПОРТ" дополняется выработкой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко, приучая брать его зубами и подносить дрессировщику. Таким образом, проявляется навык в целом.
3-я стадия. Продолжается усвоение выработанного во 2-ой стадии навыка до автоматического его проявления по команде дрессировщика в разнообразных условиях и наличие отвлекающих раздражителей. Как уже говорилось, выработанный навык состоит из последовательно проявляющихся нескольких условных рефлексов. Такое явление обычно называют динамическим стереотипом, так как на основе одного навыка вырабатывают следующий прием. Более простые навыки входят, как правило, в состав более сложных приемов. Чем прочнее выработаны определенные движения (навыки) в процессе дрессировки, тем безотказнее работа собаки при ее служебном использовании.
ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:
  1. Наличие двух раздражителей: один должен быть условный (команда), второй - безусловный (рывок поводком, корм);
  2. Выработка условного рефлекса основывается на базе обязательного сильного безусловного рефлекса. Только в этом случае условный рефлекс выработается, достаточно сильным и в более короткое время. Поэтому, если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой следует за 2-3 часа накормить половинной порции кормежки.
  3. Сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть больше, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказания, интонация команды тоже обязательны. Так, например, нажим рукой на собаку должен быть достаточно сильным, четким, кратковременным. Если команду "СИДЕТЬ" подавать даже очень громко, но на крестец не нажимать, а лишь прикасаться к нему, т.е. оказывать слабое раздражение, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки;
  4. Условный и безусловный раздражители нужно правильно сочетать во времени. Безусловный раздражитель применяют через 1-2 секунды после условного. Например, подается команда "РЯДОМ" и через 1-2 секунды делается рывок поводком;
  5. Раздражители (условные и безусловные) должны применяться многократно. Повторять их действие можно примерно через 3-5 минут. В течение дня рекомендуется 8-20 упражнений при выработке навыков на пищевом подкреплении и 3-10 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочняется, необходимо изменять режим упражнений и время между упражнениями то сокращать, то удлинять;
  6. При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, так как они вызывают ориентировочный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако, когда условный рефлекс уже выработан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях;
  7. Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика;
  8. Дрессируемая собака должна иметь нормальную работоспособность нервной системы, т.е. быть здоровой, бодрой. У вялой, больной собаки рефлексы не образуются;
  9. Обращаться с собакой нужно спокойно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются; их образование тормозится защитными реакциями организма.
Важную роль в выработке условных рефлексов играет подражание. Если собака наблюдает определенные действия другой хорошо обученной собаки, то выработка навыка значительно ускоряется.

Двигательные, условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама, и они вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения, например, заставить ее сесть, нажав в области крестца. Но рефлекс на команду "СИДЕТЬ" образуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака, начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал команду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется наталкиванием.
МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ

1. ВКУСОПООЩРИТЕЛЬНЫЙ.
Основан только на применении лакомства и ласки.

2. МЕХАНИЧЕСКИЙ.
Основан только на механическом воздействии на собаку, это - удары, рывки, нажатия и т.д.

3. КОНТРАСТНЫЙ.
Основан на применении лакомства и механического воздействия.

4. ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ.
Собака видит, как другая, хорошо отдрессированная, собака выполняет данный прием и следует ее примеру. (Преодоление снарядов).

5. НАТАЛКИВАНИЕ.
Собака сама выполняет какие-либо действия, а дрессировщик успевает подать команду.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СОБАКОВОДОВ.
  1. Вялое и нерешительное поведение, монотонность команд.
  2. Отсутствие требовательности к собаке, неумение добиваться обязательного выполнения поданных команд.
  3. Уменьшительное и ласкательное изменение клички собаки.
  4. Применение команды - запрещения "ФУ" с сильным воздействием, что запугивает собаку.
  5. Частое применение команды "ФУ" без подкрепления условным раздражителем, вызывающие равнодушное отношение собаки к этой важнейшей команде и отказ от ее исполнения.
  6. Передрессировка собаки.
Категория: Записки бывалого | Добавил: goldog (2006-Июл-06)
Просмотров: 2431