Среда, 2020-Июл-08, 18:18 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
}*

Каталог статей

Главная » Статьи » Записки бывалого

Техника дрессировки
Прежде всего, необходимо указать, что резко разграничить воспитание и дрессировку, а равно дрессировку и тренировку, не представляется возможным. За весь период воспитания ведется постепенная подготовка щенка путем ряда специальных упражнений, которая все больше и больше ставит его в дисциплинирующие рамки. При этом особенно важно помнить, что в основу воспитания и первоначальных моментов обучения должны быть положены те виды упражнений, которые воспитывают у собаки полезные инстинкты. На первом месте должно стоять развитие общей подвижности, активности, привязанности к дрессировщику, быстроты в движении, заинтересованности в поиске и преследовании, развитие злости (для караульных и конвойных собак).

Слишком рано и резко даваемые тормозные процессы (развитие дисциплины: хождение рядом, воспитание выдержки, меры запрещения), которые в целом заглушают врожденные инстинкты, необходимые для последующей работы (Р.С.), могут гибельно отразиться на служебных качествах молодой собаки, - могут легко убить в ней жизнерадостность и активность, эти крайне необходимые качества служебной собаки.

Весь первый цикл обучения служебной собаки называется воспитательно-дисциплинарным: на первом месте стоит воспитание, т.е. воспитание или развитие "полезных" инстинктов. Строгие дисциплинирующие начала вводятся лишь постепенно. Опасаться такой последовательности, нет основания, - дисциплина в свое время будет достаточно твердо вложена в характер собаки.

К примерам воспитательного характера нужно отнести (нормальный перечень приемов, без приемов специального цикла):
  1. Приучение к кличке;
  2. Приучение к одобряющим и поощряющим интонациям;
  3. Подход-подзыв;
  4. Апортировка;
  5. Комплекс - сидеть, стоять, лежать;
  6. Место;
  7. Снаряды;
  8. Подача голоса (для караульных собак);
  9. Переход в свободное состояние;
  10. Не боязнь выстрелов;
  11. Отношение к корму;
  12. Общее развитие активности, подвижности и злости (при надобности).
К приемам дисциплинирующего характера (тормозного) нужно отнести:
  1. Приучение к поводку и ошейнику;
  2. Приучение к угрожающей интонации;
  3. Запрещение;
  4. Хождение рядом;
  5. Посадка, укладка, стойка;
  6. Воспитание общей выдержки;
  7. Апортировка (редкие случаи приучение к апортировке путем принуждения);
  8. Замедление темпа действий;
  9. Общее воспитание безотказности в выполнение приемов (принуждение).
Типичными видами работ служебных собак являются следующие:
  1. ЗКС - защитно-караульная служба;
  2. РС - розыскная служба;
  3. КС - караульная служба;
  4. БЛ - буксировка лыжника;
  5. Конвойная;
  6. Сторожевая;
  7. Санитарная;
  8. ПЛГ - подноска легких грузов;
  9. ПСС - поисково-спасательная служба;
  10. Связная.
и другие.

Нет сомнения, что одну и ту же собаку нельзя обучить всем перечисленным работам, ибо основные принципы указанных приемов слишком различны. Так, служба охранения, разведки, караульная, конвойная основаны на развитии у собаки принципа не доброжелательности к постороннему человеку, и наоборот служба санитарная, связи, вьючная основываются на доброжелательном отношении к людям.

Программы обучения служебных собак всех видов использования охватывают две основные группы приемов.

Первая группа представляет собою воспитательно-дисциплинарный цикл, так называемое "общее послушание", в котором собран весь комплекс перечисленных выше приемов, общевоспитательного и дисциплинарного характера. От успешности проработки этой группы приемов зависит, прежде всего, установление правильных взаимоотношений человека и собаки здесь воспитывается гибкость и смелость собаки и дается ряд вспомогательных упражнений для проработки последующих специальных приемов обучения. Именно при прохождении этого первого отдела обучения чуткий дрессировщик должен определить, на какую из специальностей он должен направить собаку в дальнейшей работе. Чрезмерно злобные собаки с широко выявленными активно-оборонительными инстинктами лучше всего могут быть применены для караульной и конвойной служб. Нет сомнения, что службу сторожевого охранения и караульную (тыловую) также нельзя поручить одной и той же собаки, в одном случае собака не должна лаять, а в другом случае лай поощряется и искусственно воспитывается. Подвижные собаки без ярко выраженной злобы, обычно применяются для службы связи, санитарной и т.д. Для повозочной службы рекомендуется брать подвижных, сильных и массивных собак. Для розыскной службы нужны активные, смелые собаки, но уравновешенного типа ВНД (сангвиник).

Вторая группа приемов охватывает цикл специальных, сложных приемов по тем или иным видам работы. Этим и заканчивается обучение собаки, причем, для поддержания в ней постоянной способности к работе, необходима регулярная тренировка ее путем постановки различных задач в условиях, приближенных к условиям реальной работы.

Перед началом практической проработки того или иного приема дрессировщик должен подумать о том, какой заставляющий или побуждающий надо в данном случае применить, другими словами - каким раздражителем нужно воспользоваться, дабы вызвать у собаки позыв к выполнению задания.

Главную роль здесь должны, конечно, сыграть врожденные инстинкты. Так, пользуясь хорошо развитыми сторожевыми (ориентировочными или оборонительными) инстинктами, строят приемы службы конвоя или караульной службы. Шлифовкой инстинкта преследования убегающего (один из видов группы оборонительный инстинктов) строят приемы конвойной службы. Пользуясь стремлением к удовлетворенности (пищевые инстинкты) собаку обучают службе связи; это обучение впоследствии механизируется путем целого ряда повторных проработок.

Однако не всем приемам можно обучать на основе свободно проявляемых врожденных инстинктов собаки. Приемы дисциплинарного характера основаны на принципе принудительных действий дрессировщика, ибо необходимость подчинить собаку воле дрессировщика, делая выполнение приема обязательным, заставляет перебороть в некоторых случаях те инстинкты, которые не желательны в разработке данного приема. Так, например, если собака при обучении хождения рядом, влекомая врожденным инстинктом к свободному бегу, отказывается следовать у ноги дрессировщика, основная разработка приема сводится к заглушению этих инстинктов действиями принудительного характера, в частности рывками поводка, сопровождающимися резко звучащей командой, что удерживает собаку у ноги дрессировщика.

Физиология знает одну основную формулу о заглушении инстинктов: "инстинкт (рефлекс) может быть побежден (т.е. заторможен, заглушен) только другим инстинктом (рефлексом)".

Указанные выше примеры принудительного характера (парфорсы, рывки поводком и т.п.) есть по существу не что иное, как возбудители так или иначе проявляемых оборонительных рефлексов. В приведенном примере (хождение рядом) инстинкты свободы побеждены искусственно вызванными оборонительными реакциями. Здесь происходит типичный физиологический процесс; более опасный раздражитель, сильнее угрожая в данный момент организму, вызывает соответствующий инстинкт, которым заглушается другой инстинкт, действовавший прежде (постоянный биологический закон "борьбы за существование"). Таким образом, факторы, заставляющие выполнить требуемые действия (не посредственные раздражители), мы можем грубо разделить на: 1. раздражители, вызывающие свободно проявляемые врожденные инстинкты, и 2. раздражители принудительного характера.

Соответственно этому мы делим всю программу на две части:
  1. Обучение приемам, в которых непосредственными раздражителями служат действия, вызывающие выполнение приемов под влиянием свободно проявляемых врожденных инстинктов. Простыми из этих приемов являются; а) свободное состояние собаки; б) подход; в) прыжки через различные препятствия; г) апортировка; д) приучение к плаванию; е) подача голоса.
  2. Обучение приемам, в которых непосредственным раздражителем являются действия принудительного характера: а) хождение рядом; б) сидеть, лежать, стоять; в) общая выдержка; г) апортировка (в исключительных случаях); д) ползанье (если введено в программу); е) буксировка или повозочная служба (приучение к шлейке и повозке).
К сложным приемам относятся: а) служба охранения; б) служба разведки; в) служба связи; г) санитарная служба; д.) караульная служба; е) конвойная; ж) розыскная служба.
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРИЕМЫ

Простыми называются такие приемы, которые состоят из воспитания только одного условного рефлекса 1 или 2 порядка. Так, например, обучение посадки собаки на команду "сидеть" есть простой прием. Службу охранения мы называем сложным приемом, ибо она состоит из ряда звеньев, а именно:
  1. развитие злобы;
  2. развитие навыка длительного настораживания (сторожевые инстинкты);
  3. оповещение о тревоге.
Обычно сложный прием является комплексом простых приемов. Приемы воспитательно-дисциплинарного цикла являются преимущественно простыми, а приемы специального цикла - сложными. Приемы воспитательно-дисциплинарного цикла в большинстве случаев, так или иначе, входят в разработку сложных приемов. Вот почему обучение и начинают обычно с проработки простых приемов, воспитывая полезные навыки, дисциплинируя собаку. А также и определяя ее наклонность к дальнейшим видам специальной работы. Но надо считать ошибкой, когда дрессировщик переходит к сложным приемам только после того, как собака окончательно усвоит и будет отшлифована на работе всех простых приемов - это обстоятельство чрезвычайно задерживает переход к сложным приемам и тормозит их свободное развитие. Рекомендуется только три - четыре недели после начала обучения воздержаться от ввода сложных приемов пока собака обучается основным приемам общего послушания и пока не определится ее наклонность к спец. службе, а затем, безусловно, следует начать вводить основные работы по сложным приемам спец. цикла, попутно шлифуя пройденные простые приемы и закрепляя общую дисциплину.

Прежде чем перейти к обучению собаки сложному приему специального цикла, дрессировщик должен основательно продумать и проработать тактическую постановку всего приема применительно к характеру (Н.Д.), наклонностям и степени подготовленности своей собаки.
УСЛОВИЯ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ И УСЛОЖНЯЮЩИЕ РАБОТУ.

Как при обучении, так равно при тренировке и в последующем применении собаки некоторые условия могут облегчать или усложнять ее работу.

На успешность работы влияют:
  1. взаимоотношение собаки и дрессировщика;
  2. состояние собаки (больна, пустовка и т.д.);
  3. условия окружающей среды, т.е. время суток, температура, ветер, почва, характер местности, осадки, отвлечение, сила раздражителей.
Во всех случаях обучения и тренировки нужно идти от облегченных условий к усложняющим. При отказе собаки от работы надлежит возвращаться к более легким условиям. В период обучения и тренировки собаки важнее всего возбудить и сохранить заинтересованность ее в работе, так как только интерес к работе вызывает у собаки активность и упорность в стремлении к достижения результата. Как только безотказность выполнения при более легких условиях механизируется - можно начать вводить условия усложняющие работу. Без соблюдения этого собака легко теряет активность в поиске и общую заинтересованность в работе. По мере приобретения автоматизации выполнения приема, т.е. воспитания выполнения у собаки привычки к безотказности выполнения (закрепление условного рефлекса), дрессировщик, вводя в дальнейшем условия, затрудняющие работу, должен учитывать их силу воздействия на собаку с таким расчетом, чтобы заинтересованность собаки в выполнении задания была сильнее, чем влияние окружающих условий.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОБАКИ И ДРЕССИРОВЩИКА.

Дрессировщику необходимо, прежде всего, учитывать физическое здоровье и психическое (нервное) состояние собаки. Нервное состояние определяется поведением собаки: обычно оно выражается в потере или чрезмерном развитие возбудимости.

В первом случае собака слабо реагирует на даваемые раздражители, становится вялой, пассивной, теряет злобу, энергию, интерес к поиску и вообще к работе.

Во втором случае она наоборот находится как бы в состоянии аффекта, будучи чрезмерно жизнерадостной, активной, но не углубленной в работе, исполняя ее крайне поверхностно (потеря дифференцировок).

В первом случае такое поведение собаки вызывается обычно следующими причинами:
  1. неумелое и грубое обращение дрессировщика;
  2. несоизмеримая с характером собаки дача сильных раздражителей, вызывающих страх у собаки;
  3. влияние погоды;
  4. передрессировка;
  5. физическая усталость собаки.
Во втором случае поведение обуславливается:
  1. наступлением течки (как для кобелей, так и для сук, но для последних в меньшей степени);
  2. чрезмерным одомашниванием, т.е. очеловечиванием служебной собаки, действующим на нее отрицательно.
Во всех случаях дрессировщику необходимо установить и немедленно устранить причину изменения характера собаки. Кроме того, условия содержания собаки, план занятий и порядок поведения их должны предупреждать возможность вредного влияния на состояние собаки.
УСЛОВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Лучшим временем для работы является раннее утро: отсутствие отвлечений и свежесть сил собаки - все это способствует успешности работы. Летняя жара изнуряющее действует на собаку, в связи, с чем и надлежит начинать тренировку собаки рано утром или под вечер, переходя потом на занятия при более жаркой погоде. Собаки акклиматизированные, с организмом, приспособленным к переносу жары, могут ставиться в более затруднительные условия работы. При проработке тех приемов, которые построены на развитие врожденных инстинктов (сторожевые, защитные и т.п.), лучшие результаты получаются в сумерках и темноте, ибо нервная деятельность (Н.Д.) собаки с наступлением темноты обостряется, и желаемые результаты наступают при минимальных по силе раздражителях. Температура в свою очередь имеет влияние на работу собаки. Сильный холод и в особенности сильная жара относятся к группе сильнейших отвлечений физиологического характера, тормозя у собаки заинтересованность к работе и стремление к достижению результата. В виду отсутствия потовых желез у собаки, она в жаркую погоду сравнительно быстро теряет свою выносливость и становится вялой. От этого несколько может предохранить дача более сильных раздражителей. Но только путем постепенного закаливания организма можно привить у собаки безотказность выполнения работы при любой температуре. При определении способности собаки для работы при данной температуре необходимо учесть ее акклиматизацию, т.е. индивидуальную приспособленность организма к работе в данных условиях. Работа с собаками возможна при следующих средних температурах - зимой для щенков до -12 (при отсутствии ветра); для начинающих собак до -15; для подготовленных собак (команда) до -20. Летом для щенков до +15; для начинающих собак до +20; для подготовленных собак (команда) до + 25.

Ветер является одним из факторов, наиболее усложняющих работу. Особое значение он имеет при работе собаки по следу (Р.С.). Ветры должны рассматриваться по: 1. направлению; 2. характеру; 3. силе. По направлению ветер бывает: попутный, встречный, боковой и угловой. По характеру ветер подразделяется на благоприятный (южный и западный) и неблагоприятный (северный и восточный) в зимний период. Для сохранения следа важное значение имеет сила ветра: чем слабее ветер, тем лучше удерживается запах на следе и наоборот. Следовую работу больше всего затрудняет боковой ветер: он отводит молекулы запаха со следа под углом в сторону, что заставляет собаку отклоняться, иногда очень значительно, от правильного направления, резать углы, забегать вперед и делать проскачки. Ориентировка в данном случае для собаки трудна, так как внимание ее отвлекается молекулами запаха, рассеивающимися в воздухе, что сбивает собаку с правильного направления. При встречном ветре (особенно на коротких следах) молекулы, идя по воздуху навстречу носа собаки, заставляют собаку прибегать к верхнему чутью. Попутный ветер весь запах, находящийся в воздухе, уносит вперед, оставляя запах исключительно на самом следу (почве); легкий попутный ветер является наиболее удачным для работы по чутью; он заставляет собаку пользоваться исключительно нижнем чутьем.

Почва при работе по следу (по усилителю) является держателем молекул запаха, оставленного на следе. Благоприятными почвами можно назвать: 1. влажную; 2. взрыхленную (чернозем); 3.луговую; 4. лесную; 5. глинистую; 6. торфяную; 7. снежный покров. Неблагоприятные почвы следующие: 1.сухая дорога; 2. каменистая; 3. песчаная; 4. болотистая (залитая водой). Пыль и мелкий песок в жаркую погоду забивают поры обонятельных путей собаки, вследствие чего у нее притупляется ощущение запаха. Лучшей почвой можно считать луговую (трава удерживает запах со следа) и след, проложенный по росе, худшей - пыльную дорогу жарким днем. Влажная почва способствует "утяжелению", "набуханию" молекул запаха, делая их более стойкими. При почвах, удерживающих молекулы запаха (благоприятных), влияние температуры не имеет резко доминирующего значения и, наоборот - при почвах, неудерживающих распространение запаха (неблагоприятных), влияние температуры усложняет и затрудняет работу. Характер местности также может облегчить или затруднить работу. Ровная местность облегчает работу собаки; сильно пересеченная - усложняет ее. Близость озера или реки освежает атмосферу и также облегчает работу собаки. Мелкие кустарники развивают у собаки активность в поиске (в мелком кустарнике необходимо работать без поводка). Сильно изменяющийся рельеф и характер местности полезен, - он развивает активность поиска, но должен быть введен лишь после работы по сравнительно ровной местности. Для активных собак работа на пересеченных местностях не затруднительно; пассивных собак она сильно утомляет. Перемена места работы при тренировки необходима, смена впечатлений вызывает большую заинтересованность, а, следовательно, и более энергичную работу. Населенность местности и движение по ней являются отвлечениями внешнего мира, соответственно чему дрессировщик в данном отношении и строит свою работу. Одним из важных факторов является состояние погоды. Свежая атмосфера облегчает работу; наоборот напряженность в атмосфере (перед грозой) вызывает упадок деятельности собаки и подавленность. Для работы активных и энергичных собак мелкий дождь значения не имеет. Собака со слабой нервной деятельностью может при дожде, а также при снеге отказаться от работы. Легкий ветер освежает собаку, особенно в жаркие дни, но влияет на степень сохранности следа. Встречные и сильные ветры мешают работе, затрудняя дыхание собаки и поднимая молекулы запаха. Отвлечения бывают как физиологического характера (голод, половой инстинкт, боль, усталость и т.п.), так и общего характера (шум толпы, выстрелы, шум ветра, лучи прожектора, автомобили и т.д.). Борьба с отвлечениями физиологического характера, безусловно, труднее, чем отвлечения общего порядка, так как они являются непосредственными раздражителями, вызывающие сильнейшие врожденные реакции, а потому и требуют более сильных принудительных мер, воздействия с большим количеством повторений. Отвлечения второго вида заглушаются путем постепенного ввода их и воспоминания привычки к безотказности исполнения независимо от наличия отвлекаемых раздражителей. Порывы собаки к отвлечению от работы тормозятся обычными дисциплинарными мерами. Собаки со слабым типом (Н.Д.), являются сильно отвлекаемыми животными, и только систематическими занятиями (тренировкой) на внимательность, можно добиться четкости в выполнение приема. Ввод специальных упражнений на приучение собаки к работе при отвлечениях обязателен. Начинать эти упражнения надлежит после того, как установятся нормальные взаимоотношения дрессировщика и собаки, и будет твердо закреплена связь команды с действием (исполнение приема), т.е. после того, как прием в основном будет выработан достаточно четко. Вначале начинают вводить отвлечения общего порядка, переходя от слабых к более сильным, строя дрессировку с таким расчетом, чтобы влияние дрессировщика было сильнее идущих отвлечений. После приучения собаки к работе при отвлечениях общего порядка начинают понемногу вводить отвлечения физиологического характера (занимаются с недокормленной собакой, в жару). Наконец должна быть учтена сила раздражителя; при разработке приема проводнику надо подумать, какие раздражители, в какой мере и силе нужно дать, дабы собака хотя бы в начальной примитивной форме выполнила требуемое действие. Если данный раздражитель не вызывает желаемой реакции (действия), дается более сильный раздражитель. Например, если собаки не прыгает через барьер, где возбудителем прыжка был разбег (надежда на прыжок по инерции), то дрессировщик через барьер бросает кость (пищевая реакция). Продуманность в даче различных раздражителей, вызывающих у собаки желаемое действие, учет их силы и характера, а так же твердое закрепление воспитанного приема и воспитания безотказности его выполнения, - все это и составляет искусство дрессировщика.

В разработке специальных приемов ссыльные раздражители, даваемые в начале обучения, постепенно заменяются все более и более слабыми. Так для К.С. вначале воспитываются злоба и недоверие к человеку, непосредственно дразнившего собаку (сильное "впечатление"). Затем помощник одновременно со зрительным раздражителем будет давать и звуковые раздражители (резкие шумы), которые вызывают сильное напряжение и должный нервный разряд, затем при переходе на ночную работу (сумерки, темнота) будут фигурировать лишь слуховые раздражители - шумы, шорох и т.д. Как только собака будет четко реагировать не них (не имея зрительного раздражителя), переходят к минимальным раздражителям, давая ослабленные шумы и шорохи. Так постепенно, путем ряда упражнений, будет развиваться сторожевой инстинкт на ослабленные раздражители, доведенные до минимальной силы. Постепенное уменьшение силы раздражителей должно быть соблюдено во всех разработках специальных приемов. Необходимо соразмерять силу раздражителей и особенностей характера собаки. Так, например, тормозным собакам лучше работать при сравнительно слабых или средних по силе раздражителях..
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С СОБАКАМИ

(для руководителей)
  1. В основу технической разработки приемов взяты занятия с молодой собакой, нормально развитой, как в физическом, так и психическом отношениях.
  2. С собакой следует заниматься 2 раза в день: утром и вечером. Нужно помнить, что иногда 15 минут хорошо организованных занятий будут полезнее, чем час скучных и не продуманных занятий. "Приятные" и "неприятные" упражнения нужно чередовать. Если интерес к работе у собаки пропадает, то (в начале дрессировки) занятия нужно прекратить, стремясь к тому, чтобы окончательно убедиться, что собаки сохранила прежнюю заинтересованность в достижении результата.
  3. Существуют разноречивые мнения о взаимоотношении приемов общего послушания (воспитательно-дисциплинарного цикла) и специальной работы. Некоторые считают необходимым с первого же периода обучения требовать особенную четкость выполнения приемов дисциплинарного цикла, отодвигая приемы специального цикла на тот период, когда общее послушание будет уже хорошо отшлифовано. Наша школа придерживается несколько другого мнения. Мы говорим, что конечной целью дрессировки является проработка специальных приемов (РС, ЗКС, КС и т.д.), в которых основная работа основана исключительно на том или ином проявлении инстинкта. Особое акцентирование (нажим, ударение) на приемы общего послушания, правда, хорошо дисциплинирует собаку, но "порабощая" собаку, заглушает у нее все свободные проявления инстинкта, всю заинтересованность и ее естественное стремление к удовлетворенности в специальной работе. Поэтому, введя общее послушание как необходимый фактор, дисциплинирующей собаку попутно с этим мы в ряде упражнений шлифуем и развиваем полезные инстинкты собаки, возбуждаем и поддерживаем свободный поиск (розыскные собаки, санитарные), общую активность и жизнерадостность, оперируя во всех случаях данными природных качеств. При таком положении собака "механизируется" незаметно для себя самой.
  4. То, что пригодно и нужно для одной собаки, совершенно не нужно для другой. Хороший дрессировщик должен сам в зависимости от индивидуальных особенностей своей собаки изобретать (продумывать) полезные раздражители, вызывающие желаемые ответные действия.
  5. Перед практической проработкой любого из приемов обучения собаки дрессировщик должен предварительно продумать: 1. какие дать непосредственные раздражители, чтобы заставить собаку выполнить хотя бы и примитивно желаемое действие; 2. какие дать к этому приему условные (замещающие) раздражители; 3. какие могут возникнуть нежелательные связи при проработке этого приема (в зависимости от обстановки и условий работ); 4. какие, когда и как нужно вводить отвлечения; 5. как и когда нужно постепенно переходить от облегченных условий работы к усложненным (ветер, шумы, температура и т.д.).
  6. Начинать проработку приемов специального цикла нужно, основываясь на заинтересованности собаки и ее естественном стремлении к удовлетворенности; закреплять прием, воспитывая механизированную безотказность, нужно путем контраста принуждений (повышенных интонаций) и поощрений при выполнении.
  7. Взаимоотношение приемов обучения. В специальной литературе по служебному собаководству мы обычно встречаем более или менее полную техническую проработку того или иного приема, вопрос же о взаимной увязке - приемов обучения почти не освещается в печати. Между тем этот вопрос имеет исключительное значение для всей дрессировки в целом. При подготовки собаки любой специальности все приемы обучения тесно связаны между собой и вытекают один из другого. Простые приемы в большей соей части, как известно, являются вспомогательными в проработке сложных приемов и входят в них составными элементами. Схематично охарактеризовать взаимоотношения приемов между собой можно в таком виде: на одном из первых мест по своему значению нужно отметить апортировку. Еще в период воспитания щенка необходимо привить ему заинтересованность, любовь к апорту. Собака должна сродниться с ним, стремительно бросаясь за брошенным предметом. Этим будет заложен достаточно прочный фундамент для последующей работы. Если мы бросим апорт в кусты, собака, заинтересованная в апорте, начнет искать его. На этой основе мы, прежде всего и будем развивать у данной собаке общий интерес к поиску. Если помощник будет пытаться отнять лежащий около собаки ее апорт, собака будет охранять его лучше, нежели другой предмет (вещь), т.е. ей ясна цель охраны. Если чужой человек унесет ее апорт, то цель поиска и принюхивания к следу ушедшего человека будет также четка и ясна для собаки. Направление поиска будет связано с направлением руки (бросающего на глазах собаки апорт); то же самое в конечном итоге потребуется для выработки зигзагообразных пробегов при обыске местности. Все установки охраны, поиска и прочих приемов будут прорабатываться легко, если у собаки воспитана достаточная любовь к апорту. В равной мере устройство для маленьких щенков небольших лесенок и барьерчиков даст возможность легко перейти в последствии к нормальной лестнице и барьеру. Выборка по чутью своих вещей (как вспомогательное упражнение) послужит основой для выборки чужих вещей. Молодой дрессировщик должен знать взаимоотношения приемов обучения между собой, учитывая, что один испорченный прием (апортировка) может оттянуть и исковеркать нормальное развитие целого ряда последующих сложных приемов (поиска, охраны, выборки и т.д.).
  8. В первые дни дрессировки необходимо подходить к собаке без лишних "установок" формальностей. По мере воспитания у собаки четкой связи команды с действием и по мере перехода к шлифовке уже выученных приемов действия дрессировщика должны приобретать необходимую строевую четкость. В первые дни занятий во взаимоотношениях с собакой необходимо допустить известные элементы игры, и даже свободы, оперируя главным образом инстинктами собаки, лишь постепенно переходя на сдерживающие начала, дифференцирующие ее поведение в целом.
  9. Линия наименьшего сопротивления является громадной опасностью для дела, что выражается обычно в ежедневных повторениях легких задач. Нельзя, например, тренируя собаку по следу, изо дня в день посылать собаку на поиск сейчас же вслед за ушедшим помощником,- надо постепенно увеличивать время пуска собаки. Нельзя также при воспитании у собаки выдержки отходить всегда на одно и тоже незначительное расстояние, удовлетворяясь четким выполнением собакой приема в этих условиях и забывая о необходимости шлифовки, уточнении и усложнении заданий. Это чрезвычайно опасное явление совершенно недопустимо при работе по чутью, а также по связи и вообще при работе по специальным приемам. Изо дня в день требования должны повышаться, приостановка повышенных требований допускается лишь для закрепления данного усложнения. Только при такой постановке дела служебная собака в конечном итоге будет в полной мере удовлетворять своему назначению.
  10. Необходимо отметить ответственную роль помощника в дрессировке. Помощник должен быть информирован обо всех мелочах своей работы. Вместе с тем то помощника требуется большая опытность и натренированность в целом ряде приемов специального назначения, например, при охране, отказе от корма, работе на выстреле, следовой и связной работе, обыске местности, работе в рукавах и пр., так как от его действия зачастую зависит успешность подготовки или срыв работы. Неправильное, слишком резкое наступление помощника на собаку, особенно тормозного типа, удары по глазам собаки при натравливании и целый ряд, хотя бы и мелких на взгляд неправильностей вредят дрессировке, сбивают и портят собаку.
  11. Еще до начала дрессировки следует создать нормальные взаимоотношения дрессировщика и собаки. Нормальными взаимоотношения считаются, когда дрессировщик не боится собаки, а собака к дрессировщику относится с полным доверием.
  12. Грубейшей ошибкой дрессировщика является недостаточная реальность инсценировки специальных работ. Нельзя, например, допускать, чтобы после проработки охраны вещи, дрессировщик и помощник мирно и весело разговаривали между собой. Подобное явление недопустимо при всех специальных приемах обучения, так как они сильно понижают у собаки стимул работы на человека, отнимают у нее естественность разрядки, естественность удовлетворения, дискредитируют серьезность работы и понижают в целом активность собаки в проработке трудных заданий. Дрессировщики должны всемерно избегать этих явлений, помня, что потеря стимула к работе равна гибели дела.
  13. При дрессировке приходится наблюдать интересный момент так называемого перелома в работе, т.е. период падения общей активности собаки и ее заинтересованности в работе. Это объясняется тем, что прием перестал быть новым для собаки, "приелся" ей и потерял свою остроту (новизну раздражителя). С другой стороны прием еще не "механизирован", т.е. безотказность его выполнения недостаточно вытренирована. При переломе, действия собаки внешне похожи на действия передрессированной собаки. При наступлении перелома (он почти неизбежен) дрессировщик не должен теряться. Нужен небольшой перерыв в занятиях по этим приемам (3-4 дня), перенесение занятий в другую обстановку (в сумерки и т.п.), активизация даваемых раздражителей. Все это поднимает угасающую заинтересованность, а повышение требований (усиленные интонации) и последовательность в работе создадут, в конце концов, нужный автоматизм и безотказность в выполнении задания, после чего период перелома можно считать оконченным. Нужно отметить, что переходный перелом у одних собак бывает почти не заметен, тогда как у других он носит ярко выраженный характер. Последние зависит от типа Н.Д. собаки.
  14. Как известно, жара является одним из сильнейших тормозов физиологического характера. Она притупляет активность и заинтересованность собаки, парализуя ее стремление к достижению результата (разлитое торможение). В таких случаях необходимо, с одной стороны, перенести регулярные занятия на вечер, или на раннее утро, а с другой стороны в жаркое время дня следует начать проводить небольшие прогулки, приучая этим собаку к жаре, спустя несколько дней необходимо начать делать во время прогулок 5-10 минутные упражнения (сначала в тени). Постепенно по мере закрепления приемов обучения и безотказности их выполнения, занятия можно передвинуть на более жаркое время дня в целях тренировки собаки.
  15. На первый взгляд, казалось бы, странным делать попытку к увязке, например, работы по чутью с проблемой питания собак, но эта увязка бесспорно есть. Наше собаководство, прежде всего, зиждется на правильно разрешенной проблеме питания. Не только чистота экстерьера, но и служебные качества собаки зависят от правильно налаженного питания. Так жирная с плохим обменом веществ собака будет отказываться от работы по чутью при жаре. Быстрая усталость, слабость мышц, плохое сердце и слабая работа легких отражаются на "психике" животного, понижая служебные качества, т.е. тормозя в целом работу. Вывод ясен: при плохих физических качествах, являющихся результатом неправильного содержания, питания и других факторов, дрессировщик не может рассчитывать на полноценность служебных качеств собаки.
  16. При тренировки военной собаки необходимо воспитать безотказность ее работы непосредственно под огнем противника. Инсценировки при холостых выстрелах не могут создать нужного эффекта. Жужжание пуль и завывание шрапнели в бою действуют на нервную систему собаки совершенно по другому, нежели выстрелы на маневрах. Правда казалось, что свист пуль не должен отражаться на психике собаки, последняя не знает значения этого свиста. Но здесь дело в другом. Необычность и неизвестность, и поэтому непонятность явления, являются причинами безотчетного животного страха. В силу этих соображений необходимо вводить ознакомление собак с действительным огнем. Это необходимо так же, как и ночные занятия с действием прожекторов и ракет. В ночное время действие трассирующих пуль так же имеет большое значение.
  17. Необходимо избегать перегрузки собак работой. От утомления собака теряет "интерес" к работе - это главный фактор дрессировки. Практики - дрессировщики прекрасно знают это, отводя один день в неделю на отдых, чтобы не допустить перегрузки в занятиях. Опытные руководители и дрессировщики перед испытаниями собак 1-2 дня совершенно не ведут занятий и получают превосходные результаты: собака четко и с охотой исполняет требуемые приемы.
  18. Беря в дрессировку молодую собаку, необходимо всегда обращать внимание на возраст щенка. Естественная неустойчивость, чрезмерная возбудимость и проявление пассивно-оборонительных реакций присуще именно молодой собаке, даже в возрасте 10-12 месяцев. Они являются результатом "неполноценности" щенка. В это время еще трудно говорить о разных типах нервной деятельности молодых собак: правильнее будет говорить об одном типе - типе неустойчивом (временно), с преобладанием оборонительного инстинкта в пассивной форме. По мере роста, а главное при индивидуальном воспитании щенок формируется быстрее (психически). Это объясняется тем, что имевшиеся ранее "неполноценность" восполняется "защитой" и "заботливостью" дрессировщика (хозяина). В силу указанных выше соображений нельзя слепо браковать "трусливую" молодую собаку; нужно всегда учитывать, что в данном случае "трусость" присуща щенячьему возрасту.
  19. Следует помнить, что во всех случаях в качестве условного раздражителя применяется не один изолированный жест дрессировщика, не одно звуково
Категория: Записки бывалого | Добавил: goldog (2006-Июл-06) | Автор: Мальнев Е.В.
Просмотров: 2215